Цель: создание условий для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся; развитие социально зрелой, творческой личности; усвоение учащимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Задачи:
  • продолжить работу по формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, способствующих активной жизненной позиции;
  • развивать информационное пространство через использование компьютерных технологий, наполнение сайта колледжа методическими материалами, участие в интернет - конференциях,  выставках и т.д.;
  • содействовать сохранению и улучшению здоровья учащихся  и работников через пропаганду здорового образа жизни, применение здоровьесберегающих технологий, обеспечение возможности оздоровления в течение учебного года, организацию спортивно-оздоровительной работы, в том числе в шестой день;
  • усилить индивидуально-профилактическую работу с учащимися с целью повышения результативности обучения учащихся; развития мотивации к продолжению непрерывного обучения и участию в  свободное от учёбы время в объединениях по интересам; профилактики совершения противоправных поступков;
  • содействовать формированию у обучающихся культуры семейных отношений;
  • усилить работу по повышению стрессоустойчивости подростков;
  • создать условия для совершенствования профориентационной работы в учреждении образования, в том числе в шестой день;
  • содействовать включению педагогов в творческий поиск с целью совершенствования педагогического мастерства в ходе образовательного процесса.

 Направления работы:

 I .   Формирование мировоззренческих основ личности:
1.1. Идеологическое воспитание.
1.2. Гражданское и патриотическое воспитание.
1.3. Поликультурное воспитание.
1.4. Экономическое воспитание.

 II .   Формирование нравственно-этических ценностей:
2.1.  Духовно-нравственное воспитание.
2.2. Воспитание    культуры    безопасной   жизнедеятельности    и здорового образа  жизни.
2.3. Воспитание    в     области     охраны     окружающей    среды  и     природопользования.
2.4.  Семейное и гендерное воспитание.
2.5.  Эстетическое воспитание.

III.  Формирование профессионально-психологических основ личности:
3.1.  Трудовое и профессиональное воспитание.
3.2.  Воспитание   психологической культуры,  потребности  в  развитии    и  саморазвитии личности.

IV. Формирование культуры быта и досуга.

V. Социально-педагогическая поддержка   и   оказание   психологической помощи обучающимся.

Планирование и организация идеологической и воспитательной работы в колледже осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, положениями Кодекса Республики Беларусь об образованииКонцепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и другими нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями. 
Воспитательный процесс в колледже осуществляется на основе  Программы идеологической  и  воспитательной  работы учреждения образования «Пинский  государственный  аграрно-технический колледж  имени А.Е. Клещева» на 2016 – 2020 учебные годы и годового плана идеологической и воспитательной работы на 2020/2021 учебный год,  которые обеспечивают координацию действий структурных подразделений, общественных молодежных объединений, ветеранской организации в процессе реализации государственной политики в области образования и воспитания учащихся колледжа.
Большое значение в реализации задач воспитания в колледже имеет использование новейших педагогических, воспитательных технологий и информационных технологий, культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения, обеспечивающих проявление учащимися собственной позиции, расширение их социального опыта.
Одним из важнейших аспектов деятельности в колледже  является формирование системы организации досуга молодёжи, которая включает в себя работу объединений по интересам, спортивных секций и факультативных занятий, проведение воспитательных мероприятий во внеучебное время и шестой день.
В колледже реализуются образовательные программы дополнительного образования детей и молодёжи по следующим профилям: техническому; физкультурно-спортивному; художественному; общественно-гуманитарному и др. 
Сложились традиционные формы работы, идёт активный поиск нового содержания, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся, отражающие целостность педагогического процесса. 
Учащиеся и творческие коллективы колледжа активно принимают участие в городских, областных и республиканских культурно-массовых мероприятиях, трудовых акциях, конкурсах,  смотрах, спортивных соревнованиях и турнирах,  занимают призовые места.
В колледже работают творческие, активные, грамотные специалисты, владеющие современными средствами, формами и методами организации воспитательной работы, открытые к общению и сотрудничеству. 
Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам воспитания доступны на сайте Министерства образования (http://edu.gov.by, раздел «Система образования»: вкладки «Идеологическая работа и воспитание»), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (http://ripo.unibel.by, разделы «Идеология и воспитание»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению в учреждениях общего среднего образования

первого урока в 2020/2021 учебном году

 

Первый урок, который пройдет 1 сентября 2020 года в учреждениях общего среднего образования, рекомендуется провести по теме «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Основная задача первого урока – формирование у учащихся чувства гордости за достижения нашей страны за годы независимости, воспитание гражданской ответственности, инициативности и творческой активности.

При отборе содержания для проведения первого урока необходимо обратить внимание на достижения малой родины в различных сферах жизни, перспективы развития своего региона, вклад земляков в развитие экономики, культуры, спорта, науки Республики Беларусь.

Значимым событием, которое должно найти отражение в содержании первого урока, является 75-ая годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Рекомендуется на первом уроке осветить роль белорусского народа в Великой Победе; необходимость заботы о ветеранах и престарелых людях; результаты участия в акциях ОО «БРСМ» «Доброе сердце», «Спасибо за Победу!», «Цветы Великой Победы», «Беларусь помнит» и др. При подготовке первого урока целесообразно использовать материалы пособия для учреждений общего среднего образования «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», созданного авторским коллективом под руководством доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН Беларуси А.А. Ковалени. Содержание пособия направлено на формирование патриотических и гражданских качеств учащихся. Содержание пособия не только систематизирует и обобщает знания учащихся по войне, но и воздействует на их эмоциональную сферу. Этому содействуют художественные описания, введенные в текст учебного пособия, большое количество иллюстративного материала (более 400 иллюстраций), видеоролики, которые можно просмотреть с помощью QR-кодов.

Первый урок должен помочь учащимся осознать свою связь с местом, где он живет; ощутить меру своей ответственности за будущее малой родины, понять важность собственной активной гражданской позиции.

При проектировании первого урока следует учесть, что «малая родина» – понятие многогранное. Для одних – это место, где он родился, для других – место, где он живет сегодня, а для кого-то малая родина – место, оказавшее особое влияние на его становление. Кроме того, осознание границ малой родины с возрастом меняется: под родной, близкой, «своей» территорией понимается, прежде всего, то пространство, которое человек физически и эмоционально освоил (обошел, увидел, вписал в свою жизнь и др.).

При проведении первого урока необходимо опираться на имеющиеся у учащихся краеведческие знания, приобретенные на уроках истории Беларуси, белорусской литературы, географии, в ходе экскурсий, при реализации образовательных проектов. Актуализировать краеведческие знания учащихся поможет использование таких методических приемов, как визуализация представлений о малой родине с помощью рисунков, коллажей, ментальных карт; решение ситуационных практических задач.

Первый урок в новом учебном году объединяет учащихся после летних каникул, дает возможность осознать себя единым сообществом, коллективом, поэтому он должен быть эмоционально насыщен, в ходе его проведения должны преобладать диалоговые формы взаимодействия, активно использоваться групповая работа.

На I ступени общего среднего образования раскрытие заявленной темы может носить информационный характер. У детей младшего школьного возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, поэтому в ходе первого урока рекомендуется провести заочные путешествия, тематические беседы, конкурсы чтецов и др. Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений.

На II и III ступени общего среднего образования первый урок должен носить деятельностный характер. Учащиеся должны не только получать важную и интересную информацию, но и активно обсуждать ее, вести конструктивный диалог по актуальным аспектам жизни своей малой родины. Целесообразно провести встречи учащихся с земляками, организовать дискуссионные площадки, деловые и ролевые игры, творческие лаборатории, проектные мастерские и др. Итогом совместного обсуждения достижений малой родины может стать ответ на вопрос: «Какие социальные роли я выполняю и что могу сделать для своего родного края?». Рекомендуется организовать просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных молодым людям, принесшим славу нашей стране; тематические экспозиции, посвященные достижениям нашей страны, выдающимся белорусам. Обсуждение данной темы можно продолжить в рамках мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина».

В качестве информационной основы урока также можно использовать:

цикл короткометражных роликов, созданных в рамках проекта АТН «Ровесники независимости», посвященного 25-летию Конституции и института президентства в Республике Беларусь https://adu.by/en/135-aktualnaya-informatsiya/3130-vnimaniyu-pedagogov.html;

видеоролики «Беларусь помнит», подготовленные Белтелерадиокомпанией https://www.tvr.by/videogallery/khronikalno-dokumentalnye/belarus-pomnit/aleksandra-andreevna-malyshko/;

материалы проекта Белорусского телеграфного агентства «Традиции суверенной Беларуси» http://tradicii.belta.by/.

Повысить интерес учащихся и активизировать их познавательную деятельность можно, используя различные формы работы: урок-анализ, круглый стол, брейн-ринг, презентация проектов. В целях формирования у учащихся стремления к реализации собственных инициатив в рамках первого урока важно предусмотреть обсуждение результатов социально значимой деятельности самих учащихся и перспектив ее развития в наступающем учебном году. Воспитательный эффект от урока будет выше, если он станет своеобразным введением в коллективный (общешкольный, классный, семейный) исследовательский или социальный проект, который будет реализован в течение учебного года. Будет к месту фотовыставка «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Педагогам рекомендуется предоставить возможность учащимся X–XI классов проявить инициативу и помочь в организации и проведении первого урока для учащихся начальных классов.

В школьных музеях можно организовать тематические выставки, подготовить экспозиции документальных материалов и экспонатов, раскрывающих тему малой родины, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов. Широкие возможности открывает такая форма работы как взаимопосещение школьных музеев, виртуальные экскурсии. Познакомиться с виртуальными музеями учреждений образования страны можно на сайте Республиканского центра экологии и краеведения http://rcek.by/ в разделе «Музеи учреждений образования».

Можно продолжить традицию проведения 1 сентября «гостевых» уроков в мастерских художников, редакциях газет и журналов, на современных промышленных и сельскохозяйственных, административных объектах, в ходе которых учащиеся и педагоги встречаются с представителями исполнительной и законодательной власти, деятелями науки, культуры, искусства и т.д. Желательно, чтобы такие мероприятия были обеспечены информационным сопровождением (буклеты, информационные листы, фотографии реконструированных, обновленных, благоустроенных объектов и т.п.). Завершением встречи может стать создание учащимися коллективной творческой работы (коллаж, рисунок, синквейн) на тему «Моя малая родина в настоящем и будущем».

При подготовке первого урока можно использовать материалы «Беларусь: Год малой родины», опубликованные в научно-методическом журнале «Выхаванне і дадатковая адукацыя» (№ 4, 2020), а также материалы, размещенные на национальном образовательном портале в рубрике «Год малой радзімы» (https://adu.by/ru/home-be/naviny/god-rodiny.html).

Приведенные методические материалы по проведению первого урока имеют рекомендательный характер и призваны помочь педагогам в творческом поиске. В целом содержание первого урока, форма его проведения для каждого класса определяются индивидуально и зависят, в том числе от:

места расположения учреждения образования, культурно-образовательных ресурсов близлежащей территории;

традиций учреждения образования;

технической обеспеченности образовательного процесса.

Особое внимание в преддверии первого урока необходимо также уделить содержательному наполнению официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования. Все основные аспекты организации идеологической, социальной и воспитательной работы на новый учебный год должны быть представлены на его страницах в полном объеме. Каждый сайт должен предоставлять возможность получить онлайн консультации, оперативную информацию по различным вопросам организации обучения и воспитания.

 

Инструктивно-методическое письмо

Имя файла: Инструктивно-методическое письмо

79 19